The Banner Saga 3 – холмы из наших костей. Рецензия

Тяжелой поступью Сага подбирается к концу: Рук довел свое племя до осажденного Арберранга, валки вместе с остатками Воронов ступили в темные пределы, искаженные Змеем. Конец времен наконец-то наступает. Поглотит ли всех тьма? Или солнце снова взойдет? Стоит ли цепляться за жизнь перед лицом вечности?

Игра протестирована на PC

Четыре года назад выходцы из Bioware, объединившиеся в небольшую инди-студию Stoic, создали The Banner Saga – удивительную игру, один из наиболее мощно выстреливших проектов «золотой эры» Kickstarter – и начало задуманной трилогии. Несмотря на определенную турбулентность, связанную с выходом что второй части (команду покинул ключевой сценарист Алекс Томас), что третьей (Томас в команду вернулся, но у Stoic, несмотря на большой успех первой части, не хватило средств для создания игры – пришлось снова обращаться к помощи Kickstarter) – триптих все-таки закончен.

Stoic создала интересный рецепт, смешав воедино road-game, книгу-игру, полную сложных выборов, для которых зачастую невозможно предсказать исход, и простую, но изящную пошаговую тактику. Все это – с опорой на скандинавскую мифологию, безумно красивые декорации и с величественной атмосферой нордической Саги. Рецепт получился настолько аппетитным, что кто-то решил, почти не меняя ингредиентов, создавать по нему свои собственные игры. Но The Banner Saga славна не суммой составляющих ее элементов, а захватывающим сюжетом и прекрасной работой над персонажами, с которыми так легко было сродниться в первой части – относительно камерной и личной, где речь шла пусть и о конце времен, но через призму отдельных судеб.

Во второй масштаб заметно увеличился, количество действующих лиц выросло, а уровень сопереживания им пропорционально понизился – классическая проблема эпосов. К этому добавилась не менее классическая проблема средних частей, которые зачастую несколько «провисают». Вся надежда была на то, что Stoic сможет мощным взмахом разрубить спутанный узел, одновременно вернув накал первой части.

The Banner Saga 3 – холмы из наших костей. Рецензия

Технически в трилогии от части к части почти ничего не менялось – визуально это одна и та же игра, механически она прирастала только парой новых рас (к людям и варлам добавились кентавры-конерожденные и драги) и небольшими наростами в системе прокачки бойцов. То же самое произошло и в The Banner Saga 3 – трогать то, что и так прекрасно работает, в Stoic не стали. Но из-за того, что многочисленные персонажи к моменту начала игры оказались «раскачаны» до максимума или около того, ввели новый параметр – титул героя. На манер дополнительных параметров, добавленных во второй части к характеристикам, здесь мы можем подчеркнуть определенные свойства: добавить очков перемещения самым мобильным или очков защиты варлу, перекрывающему своей мощной спиной проход к лучникам.

Как бы то ни было, механика осталась нетронутой – развиваем героев за очки славы, заработанные в битвах, экипируем их  вещами, найденными на поле брани или купленными за те же очки на рынке, и деремся по уже давно привычной схеме с фиксированным порядком и очередностью ходов и жизненной силой, которая определяет как здоровье, так и урон.

The Banner Saga 3 – холмы из наших костей. Рецензия

Битв стало не больше, но и не меньше, чем в предыдущих сериях, однако если вам эта составляющая The Banner Saga особенно по душе, то вы можете взять от нее побольше. Большинство сражений состоит из нескольких частей: у вас есть определенное число ходов, чтобы закончить первый сегмент – если успели, то можете спокойно уходить с поля битвы или же перегруппировываться, набирая свежих бойцов взамен травмированных или побитых, и драться со второй волной, зарабатывая лишние очки славы и предметы. Если не успели, то варианта с побегом вам не предложат – но все равно дадут сделать замены в команде.

Драки эти по-прежнему выглядят необязательной приправой к основному блюду – движению через творимую прямо на ходу историю, – но приправой, которая здорово разнообразит игровой процесс. Здорово, что ее теперь можно дозировать по своему усмотрению.

Все это мы в той или иной степени видели и раньше – трилогия The Banner Saga неразделима, смысла играть во вторую или третью часть, не прикасаясь к первой, нет. Пусть даже в главном меню есть пункт с кратким пересказом прошлых событий, он нужен скорее для освежения памяти тех, кто играл давно. Важно лишь то, получилось ли у Stoic поставить мощную точку в столь дивно начатой четыре года назад истории?

История заканчивается снова сразу двумя путями. С одной – небывало разросшееся племя Рука или Алетты, которое теперь никуда не идет, а мечется в стенах осажденного Арберранга – вам предстоит замараться в порой очень неприятных политических делах. С другой – группа наемников-Воронов с двумя волшебниками-валками Юноной и Эйвиндом; лидер в ней – легендарный победитель сундра Ивер, за него и придется принимать решения в жутком краю, тронутом Тьмой. Именно там решается судьба мира.

The Banner Saga 3 – холмы из наших костей. Рецензия

В искусстве дать своей истории катарсичный финал, который останется в памяти, пожалуй, на всю жизнь, Stoic отказать нельзя. Первая часть – одна из вершин такого искусства, в нем создатели ухватили самую суть северной саги, в которой нельзя забывать, что в жизни есть и кое-что подороже, чем жизнь. Но при столь прекрасном начале было очень важно не расплескать это чувство при постоянном наращивании градуса трагизма и масштаба происходящего.

И художники, создавшие поистине прекрасную Изнанку, сердце мира, в котором нам предстоит столкнуться с ответами на все ранее возникшие вопросы, и композитор Остин Уинтори, сотворивший свой величавый шедевр в трех частях, сделали все, чтобы дать нам прикоснуться к грандиозности замысла.

И детали истории написаны снова здорово – забота о пропитании окончательно уступает место ряду тяжких сюжетных выборов, где порой даже «по совести» поступить уже нельзя, а остается только довериться Року.

И завязывается вся Сага на прекрасной по-своему истории любви и ее последствий – начале и конце всего здесь, как хорошего, так и плохого.

The Banner Saga 3 – холмы из наших костей. Рецензия

Но фокус в какой-то момент сместился с частного на общее – с судьбы отдельных людей на спасение мира, каким мы его узнали раньше. Вторая часть казалась в какой-то степени вдохом перед тем, как выдать финальную песнь. В ней градус трагедии поднимается до предела и сияние в итоге обрушивается вниз – но несколько скомканно и торопливо. Вместо коды – симфония просто кончается. Сказитель споет свою балладу, наши имена не будут забыты, а стяги повесят в тронном зале и потомки им смогут поклониться.

Но сердце этой истории все равно в ее начале. The Banner Saga получилась триптихом, в котором эмоциональным пиком оказалась концовка первой части. У Stoic хватило терпения и сил, чтобы рассказать Сагу до конца, и сделать это хорошо. Однако выдержать уровень на одной и той же запредельной высоте не вышло.

Графика Тот случай, когда за четыре года игра не состарилась ни на йоту – и едва ли состарится когда-либо. Оставалось только в заданных рамках снова сделать красиво – и художники Stoic справились со своей задачей сполна. Этюд в фиолетовых тонах.
Звук Очередной шедевр Остина Уинтори – хотел написать, что это лучшая эта работа, а потом переслушал звуковые дорожки к Journey и прошлым «Сагам»… Нет, просто очередной – на высочайшем уровне.
Одиночная игра В The Banner Saga 3 почти исчезли заботы о караване, а битвы из-за раскачанных до предела героев еще упростились, так что остается только заниматься самым главным – продвигаться через суровый и полный открытий сюжет.
Коллективная игра Не предусмотрена.
Общее впечатление Завершающая часть прекрасной трилогии, эмоциональным пиком которой так и осталась, к сожалению, концовка первой части. Весь триптих целиком заслуживает только лестной оценки, но планка ожиданий оказалась задрана слишком высоко.

Оценка: 8,0/10

Достоинства:

  • пейзажи по-прежнему необычайно красивы, а музыка по-прежнему великолепна;
  • атмосфера настоящей нордической саги и конца времен;
  • интересная боевая система.

Недостатки:

  • слегка скомканная концовка;
  • низкое качество перевода (хотя это, конечно, не претензия к самой игре).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *