Fe-Play.RU

Игровой портал

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa вышла в последнем месяце прошлого года — и обычно мы уже не возвращаемся к игре для рецензии, если не успели написать о ней оперативно. Но работа Джейсона Робертса — исключение. И дело не только в том, что январь традиционно скуп на достойные релизы. Просто промолчать об одной из лучших головоломок последних лет было бы преступлением

Мы живем в золотое время для любителей видеоигр. С одной стороны, да, процесс создания ААА-игр усложнился и требует невиданных раньше как временных, так и материальных ресурсов — но они продолжают выходить. При этом порог входа в индустрию непрерывно снижается. Место студийных игр занимают игры авторские — причем подход может быть с какой угодно стороны, монополия «технарей» давно сломана.

Gorogoa — плод творчества иллюстратора Джейсона Робертса. Сначала проект задумывался как классический графический роман, который стал интерактивным уже в процессе работы над ним. Джейсону понадобилось шесть лет, чтобы не только нарисовать Gorogoa, но и научиться с нуля делать игры. Он приступил к работе в 2011 году, выпустил первое демо в 2012-м, а полную версию — в конце 2017-го. Столь долгий и кропотливый труд дал драгоценные всходы: Gorogoa не только удивляет своей оригинальностью и свежестью идей, как это часто бывает с хорошими инди-проектами, но и оказывается превосходно отшлифованным и гармоничным произведением.

Лишь набор рисунков

Видеоигры обладают особенностью, недоступной другим видам искусства, — полноценной интерактивностью, которая позволяет человеку отождествлять себя с происходящим на экране. Расцветший в последние годы жанр так называемых «симуляторов ходьбы» и вовсе полностью базируется на погружении в игровой мир, почти игнорируя базовые геймплейные механики.

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Играм, как правило, даже не требуется специально ломать четвертую стену, чтобы заставить полностью погрузиться в происходящее, — хотя порой, например в Stanley Parable или Pony Island, это и становится основной фишкой процесса.

Gorogoa действует совершенно иначе и оставляет четвертую стену стоять на месте. Это игра-головоломка, которая полностью отказывается от погружения как такового — мы оперируем просто двухмерными картинками на экране. Но при этом она рассказывает вполне осязаемую и глубокую историю. В отличие от большинства других пазлов, Gorogoa работает не только (да и не столько) с интеллектом, сколько с чувствами и интуицией.

Gorogoa принято сравнивать с другими лучшими видеоиграми-головоломками нашего времени: Monument Valley, Fez, Witness, Braid. Действительно, зачастую парадоксальная логика и постоянная необходимость игнорировать законы физики для решения задач может навести на такие ассоциации. Но Gorogoa слишком уникальна и своеобразна, чтобы в лоб сопоставлять ее с другими проектами.

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Куда более обоснованными кажутся отсылки к графическим романам и альбомам иллюстраторов: «Кодексу Серафини», работам Шона Тана или Ричарда Макгуайра и неизбежного в подобных сравнениях Маурица Эшера. Джейсон Робертс тоже рассказывает свою историю, не прибегая к помощи слов. Мы действительно имеем дело с иллюстрированной книгой, постепенно раскрывающей перед нами свой фантазийный мир. Но с той самой драгоценной возможностью вмешательства.

Автор словно вкладывает нам в руки ножницы, которыми можно кромсать страницу в поисках пути к продолжению истории, и оптику, с помощью которой можно то увеличивать масштаб, то уменьшать. В наше время, когда высокобюджетные проекты могут блистать фотореалистичной графикой, это прозвучит довольно странно, но этот процесс погружения в виртуальные «страницы» действительно попахивает волшебством.

Можно сколько угодно рассуждать в духе героя фильма «Москва слезам не верит», что одни виды искусства вытеснят другие, но чувство погружения в нарисованный вручную мир замечательной книги с картинками остается особенным, драгоценным и ни с чем не сравнимым. Здесь к этому примешивается особая магия вмешательства — ключевым элементом Gorogoa стоит назвать не оригинальный визуальный стиль игры и не звук (действие сопровождается ненавязчивой, но и не выдающейся музыкой в жанре эмбиент), а то, насколько головоломки, из которых она состоит, гладко вплетены в процесс.

Сплетение

Gorogoa делится на пять равноценных частей, плавно и бесшовно перетекающих одна в другую, — но при этом каждая по-своему уникальна. Нам нужно провести героя — мальчика, собирающего пять ритуальных плодов, необходимых для связи с таинственным драконом, — не только сквозь пространство, которое может выглядеть и как обычный город, и как фотографии на стене, и как иллюстрации в книге сказок, и еще как десятки самых разных вещей, но и сквозь время: от детства — к старости. Каждый период связан со своим образным рядом и уникальной механикой: где-то мы действительно пробираемся сквозь сказочный мир, полный особенных ритуалов; где-то надо зажигать лампы и звезды, чтобы мотылек потянулся к свету; где-то придется провести «верблюда через игольное ушко».

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Каждая, даже самая маленькая, задачка в Gorogoa одновременно удивляет изяществом и работает на сюжет. А сюжет здесь — пожалуй, самая сложная и интересная головоломка, свободная для трактовок и домыслов.

Сам процесс не создаст серьезных проблем внимательному игроку — это не интеллектуальная битва за собственную самооценку, а пространство для фантазии и интуиции. Не ищите здесь хардкорных загадок, но и не ждите типичного для игр-головоломок ступора — в Gorogoa идеально выдержан баланс и чувство непрерывного потока. Сердце игры не перестает биться ни на секунду — раздражающих тупиков нет, а логика каждой загадки безупречна.

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Ну и конечно, стоит отдельно восхититься визуальным стилем Gorogoa. Джейсон Робертс в числе наиболее повлиявших на него художников называл своего однофамильца Дэвида, гравера Гюстава Доре и иллюстратора Криса Уэйра. Но очередное перечисление имен и названий — да, я знаю, этого тут было уже слишком много — не скажет ничего. Игра обладает неповторимой индивидуальностью и полна замечательных деталей. Если головоломки вам покажутся слишком легкими, а сюжет ускользающим от понимания — эту игру просто-напросто приятно и интересно разглядывать.

***

Gorogoa — редчайший пример одновременно уникальной по форме и интересной по содержанию игры. Это короткая (для кого-то — слишком короткая, проходится за пару часов), но очень насыщенная образами история, в которой сочетаются и действительно интересные головоломки, и потрясающая визуальная стилистика, и способность тронуть до глубины души.

Достоинства:

  • уникальный визуальный стиль;
  • оригинальные, пусть и несложные, головоломки;
  • интересный и загадочный сюжет;
  • выверенный баланс.

Недостатки:

  • небольшая продолжительность.

Графика Еще одна игра, давать оценку графике в которой, — настоящее мучение. С одной стороны, технически Gorogoa примитивна. С другой — визуально она прелестна и абсолютно уникальна. Второе, по-моему, все-таки важнее чисто технических достоинств. 9
Звук Звуковой дизайн Эдуардо Ортица Фрау позволяет лучше прочувствовать каждую панель — акустическая картина меняется в зависимости от ваших действий. А эмбиент Джо Корелица неплохо подходит игре — но слушать ее саундтрек еще и еще не тянет. 8
Одиночная игра Gorogoa — это интерактивный графический роман, серия парадоксальных головоломок, решающихся не столько усилием мысли, сколько интуитивно. Фанатам пазлов будет скучновато, всем остальным — очень интересно. 9
Коллективная игра Не предусмотрена.
Общее впечатление Gorogoa буквально просится во все уже сверстанные в конце прошлого года списки лучших игр 2017-го. Маленький шедевр, который мог бы остаться незамеченным в межсезонье, но уже не окажется таковым. Настоящее произведение искусства. 9

Gorogoa

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

Видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *