Fe-Play.RU

Игровой портал

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

«Нет человека, который был бы как остров, сам по себе», — писал Джон Донн. Не утверждает островную сущность человека и игра The Gardens Between, зато использует этот образ как метафору памяти. Ряд кусочков суши в океане времени как ряд воспоминаний о дружбе, как обращение к самому себе в момент ностальгии. Получилась ли из этого хорошая игра?

Арина и Френдт (другк?) живут в соседних домах — и иногда в своем собственном домике на дереве. А еще они живут в мире совместных фантазий — рисунков, воображаемых приключений, придуманных игр, может быть даже своего языка. Она — очевидно, чуть постарше, лидер и пацанка. Он — классический ботаник, прямо из учебника для инопланетян, изучающих современную культуру. 

Перед нами встает вся история их дружбы — герои проплывут по ней в прямом смысле этого слова, приспособив свой залитый дождем домик с дерева в качестве корабля. С острова на остров, с одного воспоминания — такого обыденного и такого теплого — на другое. От первой встречи — к тому, что почти каждый из нас может найти в своем детстве.

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — не самая амбициозная игра на свете, ее создатели, The Voxel Agents, не замахиваются на разговор о жизни и смерти, не углубляются в психологические бездны и не дают ответа на вопрос, видят ли андроиды сны об электроовцах. Но зато австралийские разработчики берут очень точные ноты. В их игре все работает на одну цель: и антураж восьмидесятых — начала девяностых (когда и проходило детство и разработчиков, и значительной части аудитории) с характерной цветовой гаммой, и ностальгический эмбиент, заменяющий здесь любые слова (герои бессловесны), и сами острова-головоломки, которые оказываются точными метафорами самой природы памяти.

Дрейфующие в океане бессознательного, острова всплывают нагромождениями каких-то бытовых предметов, мелочей, на которые не обращаешь внимания в повседневной жизни, но обязательно наткнешься на них на чердаке своей памяти. Затертая до блеска видеокассета с тем самым «вашим» фильмом; калькулятор — обычный инструмент для решения домашки, который с расстояния в 20 лет кажется таким трогательным; непременный ковер, который когда-то обязательно задавал стиль каждой комнаты; а скелет динозавра, на который вы загляделись, когда ходили вместе в зоологический музей, — и вовсе встает колоссом, важнее которого разве что любимая видеоигра.

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

Именно так и работает память — она не рассказывает историй (разве что только во сне) и не предлагает линейной хроники событий, а создает из мгновений подобные острова, на которых каждый из нас оказывается потом в немного тоскливом одиночестве. Но здесь у нас речь идет все-таки именно о видеоигре, в которой допустимы условности — Арина и Френдт окунаются в свое прошлое вместе и успешно взаимодействуют в своих общих воспоминаниях.

Но управлять этим взаимодействием мы не можем. Бич многих игр-головоломок — корявый стык формы и содержания, притянутые за уши механики, которые по сути своей никак не вытекают из смысла игры. The Gardens Between — счастливое исключение из этого «правила», здесь все работает на общую картину. Единственное, чем может управлять игрок на островах-воспоминаниях, — это время. Или пустить его течь в обычном направлении, или отмотать назад. Ну и взаимодействовать с некоторыми условленными заранее предметами — на этом все. Герои двигаются самостоятельно по своим маршрутам. В конце концов, это же их воспоминания, а не ваши.

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

Каждый остров — отдельная головоломка. Каждая из них решается слегка по-своему — правила заданы в начале, но по ходу «заплыва» появляются новые детали и измерения. Где-то добавится дополнительное измерение (например, видеоигра в телевизоре или картинка, нарисованная на стене), в котором происходит важное действие, где-то привычные элементы получат новые возможности. Аскетичные инструменты, которыми мы пользуемся, не изменятся до конца. 

The Gardens Between не сулит какого-то вызова — смысл игры именно в эмоциональном опыте, а не чувстве достижения. Все загадки решаются довольно легко — по большей части они вообще не потребуют остановки на раздумья и поиски выхода; чувство потока почти не страдает. Пару раз мне пришлось посидеть лишние 5-10 минут, попробовав различные варианты, но до ситуаций, требующих пойти в Youtube в поисках решения или — для самых стойких — сделать перерыв для того, чтобы освежить разум, не доходит. Игра идеально подходит для того, чтобы пройти ее за один раз — это займет 3-4 часа. Она успевает зацепить, но не успевает надоесть.

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

Выглядит творение The Voxel Agents здорово. Ностальгическая история каким-то чудом обходится без здоровенных пикселей и даже радует любовно прописанными деталями: от набросанных парой штрихов характеров Арины и Френдта до столь дорогого сердцу вещизма. Все движется: то желтые листья, взметенные порывом ветра, разлетятся над островом, то ураган сорвет наброшенную на трубу куртку, то пойдет холодный ноябрьский дождь, который заберет с собой тепло дружбы, но не сможет смыть воспоминаний.

***

Арина и Френдт путешествуют по стране, полной уже успевших порядком надоесть ностальгических «аналоговых» штампов, но игра не скатывается в пошлость, и кого-то, вероятно, их история сможет по-настоящему тронуть. Как трогает найденный дневник со своими старыми записями — и заметки в нем, неожиданно пробуждающие в памяти давнего друга. 

The Gardens Between — прекрасный способ провести холодный осенний вечер, когда голые ветки недружелюбно топорщатся за окном и душу охватывает легкая меланхолия. Самое время сесть в лодку воспоминаний и сплавать в прошлое.

Достоинства:

  • пусть и легкие, но зато оригинальные и не ломающие ритм игры головоломки;
  • все в The Gardens Between работает на общую концепцию;
  • отличная музыка и визуальный стиль;
  • простая, но трогательная история.

Недостатки:

  • игра может показаться слишком  простой — и в том, что касается игрового процесса, и в том, что касается истории;
  • поднадоевшие штампы из 80-х.

Графика Немудреная, но аккуратная работа — каждый остров живет своей жизнью, герои неплохо анимированы, а разбираться со всеми этими временны́ми загадками тактильно приятно.
Звук Ностальгический эмбиент, увенчанный финальным фолк-аккордом, способным вызвать у иного игрока скупую слезу, — да, это еще одна инди-игра с прекрасной музыкой.
Одиночная игра Вся игра — набор островов-головоломок, по большей части совсем несложных: The Gardens Between больше настаивает не на том, чтобы вы подумали, а на том, чтобы прочувствовали. Но механика, тем не менее, интересная — и просто не успевает надоесть.
Коллективная игра Не предусмотрена.
Общее впечатление Скромная, словно Френдт, но уверенная в своих достоинствах, словно Арина, игра, в которой самое лучшее — это то, как все ее составляющие части работают на общую концепцию. Ничто не лишнее, ничто не поперек.

Оценка: 7,5/10

Подробнее о системе оценок

The Gardens Between

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

The Gardens Between — памяти памяти. Рецензия

Видео:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *